Архипастыри Казанские

  Количество просмотров

На кафедре: с 29 сентября 1887 года по 23 апреля 1892 года 

Петр Васильевич Лебедев родился 12 декабря 1827 года в Весьегонском уезде Тверской губернии в семье дьячка. Он учился в Тверском духовном училище и Тверской духовной семинарии, в 1849 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил в 1853 году первым по списку. Вскоре после окончания академии, 28 июня 1853 года, был пострижен в монашество, уже 26 сентября рукоположен во иеромонаха и назначен помощником инспектора Санкт-Петербургской семинарии. В 1855 году стал магистром богословия[1]. 6 ноября 1857 года иеромонах Павел стал инспектором Санкт-Петербургской семинарии, 14 сентября 1858 года был возведен в сан архимандрита. 15 октября 1859 года он стал инспектором и профессором догматического богословия Санкт-Петербургской академии.

Тверская духовная семинария. Фото конца XIX столетия.

23 августа 1861 года был назначен ректором Смоленской семинарии и настоятелем Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. Здесь он оказался под началом у епископа Антония (Амфитеатрова), который высоко оценил молодого архимандрита. Позже, когда владыка  Антоний стал Казанским архиепископом, он предсказывал отцу Павлу, что тот будет одним из его преемников в Казани.

20 декабря 1866 архимандрит Павел был переведен ректором в Санкт-Петербургскую семинарию, а 8 сентября 1868 года, всего в 41 год, был рукоположен во епископа Выборгского, второго викария Санкт-Петербургской епархии. 29 августа 1869 года он стал епископом Ладожским, первым викарием той же епархии.

23 июня 1871 года владыка Павел был назначен на самостоятельную кафедру – в Кишиневскую и Хотинскую епархию. 1 апреля 1879 года возведен в сан архиепископа.

16 июля 1882 года владыка Павел (Лебедев) был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, постоянным членом Синода.

До сих пор его карьера развивалась очень успешно. В свое время, когда Павел еще был архимандритом и инспектором Санкт-Петербургской академии, на него обратил внимание святитель Филарет (Дроздов), который был очень высокого мнения о его способностях и нравственных качествах, несколько раз в письмах рекомендовал его высокопоставленным лицам. Должность экзарха Грузии была очень высокой, вполне вероятно, владыка Павел стал бы столичным или московским митрополитом. Но произошел трагический случай. Во время посещения Тифлисской духовной семинарии на архиепископа Павла бросился с ножом семинарист и тяжело его ранил[2]. Об этом эпизоде не писали в газетах, но он стал широко известен на Кавказе и вызвал немало кривотолков. В результате обер-прокурор Синода Победоносцев принял решение удалить владыку Павла с Кавказа. 29 сентября 1887 года он был назначен на казанскую кафедру, а архиепископ Палладий (Раев) направлен на его место в Тифлис.

Александро-Невский собор в Тифлисе Фото конца XIX века.

И в Кишиневе, и в Тифлисе владыка Павел служил в епархиях с многонациональным составом населения, многоязычной была и паства православных церквей. Он проявил себя как деятельный администратор, проявлявший заботу о духовных учебных заведениях, о порядке в консисториях, дисциплине среди духовенства. Сам он много служил и часто ездил по епархиям. При этом в национальном вопросе до приезда в Казань он не проявлял гибкости: «На Кишиневской кафедре он поставил задачей своего служения возможно большее обрусение Бессарабского края, жившего доселе изолированной жизнью от русской национальности»[3]. Его служба на Кавказе тоже «…была посвящена проведению православно-русских начал среди разнородных племен и народностей этого края»[4]. Жесткая ломка древних традиций грузинского православия, введение обязательных богослужений на славянском языке вызывали недовольство духовенства и прихожан. Так, в древнейшем кафедральном Сионском соборе Тифлиса половина богослужений теперь совершалась по-славянски. По слухам, именно национальные чувства стояли за покушением на владыку Павла в Тифлисе.

Но в Казани владыка Павел проявил себя иначе. Он полностью поддерживал Николая Ивановича Ильминского и его систему инородческого образования. В церковно-приходских школах Казанской епархии обучение официально продолжали вести по системе Ильминского, рукополагалось много священников из инородцев. Владыка поддержал открытие в 1889 году миссионерских курсов при Казанской духовной академии. С 1890 года инородцев, имевших педагогическое образование и хорошо показавших себя в земских школах, стали принимать сразу в четвертый класс Казанской духовной семинарии.

В 1891 году владыка отпевал скончавшегося Николая Ивановича Ильминского. По воспоминаниям чувашского просветителя Ивана Николаевича Яковлева, встречавшегося с архиепископом и много слышавшего о нем, владыка Павел так и не оправился от раны, полученной при покушении, и часто болел. При этом в Казани мало кто знал об этом, потому что свое состояние владыка Павел скрывал и очень много служил.

Видимо, из-за состояния здоровья архиепископ Павел, известный в прежних местах своего служения многочисленными поездками, за пять лет служения в Казани лишь один раз выезжал в приходы: 8-9 сентября 1891 года он посетил села Елышево Мамадышского уезда, Старая Икшурма, Шармаши, Янцовары, Русские Казыли, Русская Серда, Кулаево Лаишевского уезда. Не случайно, очевидно, три из посещенных сел были татарско-кряшенскими, еще в двух приходах кряшены составляли большинство жителей.

По воспоминаниям владыки Никанора (Каменского), тогда викарного епископа Чебоксарского, а позже Казанского архипастыря, владыка Павел уже осенью 1891 года болел так тяжело, что сдал все дела Никанору[5]. Зимой его состояние здоровья улучшилось, но в середине апреля 1892 года Павел тяжело заболел воспалением легких (именно легкие были сильно повреждены в результате удара ножом в Тифлисе). Испытывая тяжелые боли, владыка неустанно молился. С чтением молитвы Божией Матери он и скончался 23 апреля 1892 года, в четыре часа утра. Он был похоронен в правом Борисоглебском приделе кафедрального Благовещенского собора. В Благовещенском соборе сохранилась надгробная плита, скорее всего, цело и само захоронение.

1. Магистерская диссертация была опубликована: О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней Восточной Церкви. – СПб., 1857.

2. Семинарист позже был признан невменяемым.

3. Богословский Г. Краткий исторический очерк Казанской епархии. – Казань, 1892. – С.123.

4. Там же. – С. 124.

5. Архиепископ Никанор (Каменский). Казанский сборник статей. – Казань, 1911. – С. 502.

Вернуться к списку

Последние добавления