Архипастыри: Палладий, Павел, Владимир, Арсений.

Палладий (Раев Павел Иванович) архиепископ Казанский и Свияжский с 21 августа 1882 года по 29 сентября 1887 года.

 

Будущий казанский архипастырь родился 20 июня 1827 года в Нижнем Новгороде, в семье священника. Он учился в Нижегородском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии, там он получил фамилию Раев (фамилия его отца была Писарев). В 1848 году Павел Раев поступил в Казанскую духовную академию. В это время в академии еще не было миссионерского отделения, но студент Раев интересовался именно исламоведением, арабо-ведением и татароведением. Его нас-тавником в этих науках был молодой профессор Николай Иванович Иль-минский. Уже после смерти Палладия были опубликованы две его статьи, из которых ясно, что он владел не только арабским, но и коптским языком[1].

Архиепископ Палладий (Раев)В 1852 году он закончил Казанскую духовную академию со степенью магистра, третьим по списку. Курсовое сочинение, засчитанное как магистерская диссертация, называлось «Признаки истинности православного христианства и лживости мухам-меданства»[2]. Он был направлен в Нижегородскую семинарию, где среди прочих предметов преподавал и татарский язык. Через четыре года Павел Иванович вступил в брак и 15 августа 1856 года был рукоположен во священника к Покровской церкви Нижнего Новгорода, оставаясь преподавателем семинарии. В конце 1860 года супруга отца Павла скончалась[3], и 28 января 1861 года он принял монашеский постриг. 18 марта 1861 года он стал инспектором Нижегородской семинарии, 18 февраля 1862 года был возведен в сан архимандрита.

28 августа 1863 года отец Палладий был переведен на должность инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии, 2 декабря 1864 года стал там же ректором. 18 декабря 1886 года архимандрит Палладий был рукоположен во епископа Ладожского, первого викария Санкт-Петербургской епархии. При этом он стал фактически постоянным сотрудником Синода. Те два с половиной года, которые епископ Палладий служил как епископ Ладожский, были очень важными в жизни церкви. Именно в это время серьезные реформы проводились в административном устройстве «Ведомства православного исповедания», менялся сословный и социальный статус духовенства, большие изменения происходили в духовных школах (см. об этом в статье, посвященной владыке Антонию (Амфитеатрову). Владыка Палладий работал в нескольких комиссиях Синода, обеспечивая и вы-работку конкретных меро-приятий и их проведение в жизнь. Эта страница его деятельности требует специ-ального исследования.

К.П. Победоносцев15 июля 1869 года владыка Палладий был назначен епископом Вологодским и Тотемским, 13 июня 1873 года был переведен в Тамбов, 9 сентября 1876 года – в Рязань. 12 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа. Во всех епархиях он проявил себя с лучшей стороны и оставил добрые впечатления у прихожан, но в среднем в каждой из епархий владыка проводил всего по три с половиной года, что не лучшим образом характеризует кадровую политику Синода.

21 августа 1882 года он был переведен на Казанскую кафедру. Новый архиепископ прибыл в Казань 13 декабря 1882 года в 8 часов вечера. К этому времени Казань уже два с половиной года, после отъезда в мае 1880 года владыки Сергия (Ляпидевского), оставалась без правящего архиерея, руководство до апреля 1882 года осуществлял викарный епископ Павел (Вильчинский) (о нем см. в статье об архиепископе Антонии (Амфитеатрове).

Палладий был первым казанским архипастырем из выпускников Казанской духовной академии. Архиепископ Палладий не особенно часто бывал в академии, полагаясь на опытнейшего ректора протоиерея Александра Поликарповича Владимирского. Но именно по ходатайству владыки Палладия Синод выделил крупные суммы на строительство. Работы развернулись в 1887 году и завершились через два года, уже после отъезда владыки Палладия. Фасады главного корпуса и флигелей, выходящих на Сибирский тракт (ныне улица Ершова), остались прежними, но масштабные пристрои увеличили площадь академических корпусов более чем вдвое.

По инициативе владыки были созданы три благотворительных «Общества вспомоществования недостаточным учащимся» – при академии, семинарии и духовном училище.

Казанская духовная семинария. Фото 1906 г.В 1884 году по инициативе обер-прокурора Синода Победоносцева по всей стране стали в массовом порядке открываться церковно-приходские школы, на это выделялись довольно большие средства. В каждой епархии создавался епархиальный училищный совет, для епархиальных архиереев это было новое и непростое дело. Владыка Палладий отнесся к созданию общеобразовательных школ церковного ведомства очень серь-езно, и постоянно зани-мался этим вопросом. Уже к середине 1885 года в епархии действовали 176 церковно-приходских школ. В том же году в Казани по инициативе архиепископа Палладия состоялся съезд архиереев Поволжья и Урала, спе-циально посвященный школьному вопросу. При Казанской духовной семинарии была открыта образцовая церковно-приходская школа, в которой все семинаристы проходили практику.

Следует отметить, что нормативные документы о церковно-приходских школах были весьма расплывчаты и не отличались глубиной педагогических и дидактических идей, многие весьма принципиальные вопросы пришлось решать на местах. Владыка  Палладий избежал очень многих ошибок, которые во многих других епархиях привели к печальным последствиям. В Казанской епархии не было стремления создавать школы «числом поболее, ценою подешевле». В результате этого вплоть до 1917 года церковно-приходские школы были, как правило, намного хуже земских. В Казанской епархии во вновь открываемых школах заработная плата учителей была лишь немного меньше, чем в земских, и к самим учителям предъявлялись довольно высокие требования. Сам он, когда ездил по епархии, обязательно посещал все школы, беседовал с учителями, экзаменовал учеников.

Одну из целей создания системы церковно-приходских школ Победоносцев видел в вытеснении земства из сферы образования. Предполагалось, что земства должны будут передать десятки тысяч своих школ церкви, но продолжать их финансирование. Во многих епархиях на земства оказывалось мощное давление. Но в целом надежды Победоносцева не оправдались из-за сопротивления не только земств, но и деятелей церковного образования. Среди таких сопротивляющихся был и архиепископ Палладий – в Казанской епархии сложились добрые отношения между земствами и епархиальным училищным советом, земские школы не закрывались и не передавались церкви. При этом большинство уездных земств выделяли средства на помощь церковно-приходским школам.

Крестовоздвиженская церковь Казанского Богородицкого монастыря Фото 1890 г.Будучи учеником Николая Ивановича Ильминского, владыка Палладий безоговорочно поддерживал его педагогическую и миссионерскую систему. 15 января 1883 года он своим указом разрешил совершать богослужения на инородческих языках без всяких ограничений. Во вновь создаваемые церковно-приходские школы в инородческих деревнях назначались учителя соответст-вующих национальностей, и занятия велись на родных языках, хотя во многих соседних епархиях епархиальные училищные советы требовали учить детей только на русском языке. Уже упоминавшийся выше съезд архиереев по настоянию владыки  Палладия одобрил обучение на родных языках, что имело большое значение для распространения системы Ильминского и в церковно-приходских, и в земских школах.

Владыка положительно относился к рукоположению «инородцев» во священники и сам рукополагал всех, кого ему рекомендовали Ильминский, отец Василий Тимофеев и Иван Яковлев – всего более тридцати кряшен, чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы.

 Во время его поездок по епархии, которых обычно было по две-три в год, больше половины приходилось на инородческие приходы[4]. Каждый год он по нескольку дней находился в черемисском Михаило-Архангельском монастыре.

Вообще, владыка Палладий большое внимание уделял монастырям. Благодаря его содействию в Казанском Богородицком монастыре в 1882-1887 гг. был построен корпус с Крестовоздвиженской церковью, в которой сейчас находится Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери.

Другая строительная инициатива Палладия воспринималась казанским обществом неоднозначно. Построенный в середине XVII века собор казанского Иоанно-Предтеченского монастыря с завершением в виде трех шатров пришел в ветхое состояние. Архиепископ решил его снести и построить новый. Это решение вызвало протесты многих архитекторов, профессоров и других интеллигентов, требовавших сохранить памятник архитектуры. Но архиепископ Палладий настоял на своем, правда, новый собор был спроектирован и построен очень похожим на снесенный[5].

Вот как выглядит образ владыки Палладия в некрологе: «Беспредельная доброта, всегдашнее благорасположение и готовность на услугу, горячая деятельная любовь ко всем и всему в его глазах хорошему, честному и справедливому, чарующая ласка и приветливость – вот эти, очевидно, самые выразительные, коренные качества его души. Это был человек редкой доброты и благодушия, душа – открытая, общительная, личность в высшей степени благородная, гуманная. Всегда и для всех он бесценно был дорог по своей редкостной, изумительной в его положении простоте, сердечности и общедоступности. Всякий шел к нему смело с нуждой, с горем, с просьбой, за благословением и даже с повинной головой, и всякий знал, что услышит не угрозу, а ласку, встретит не казнь, а милость, получит только добрый совет».

Но историки не любят некрологов, их оценки часто очень далеки от реальности. На самом деле владыка Палладий был человеком довольно жестким в общении, его не только уважали, но и боялись, встреча с архиереем была для каждого священника нелегким испытанием. Он был прекрасным проповедником, но его выступления имели подготовленный и законченный характер, задушевных бесед он не вел[6].

Но при этом владыка Палладий умел создавать вокруг себя неконфликтную обстановку. Вероятно, именно это стало основанием для его перевода на Кавказ, после того как в Тифлисе (Тбилиси) семинарист тяжело ранил ножом архиепископа Павла (Лебедева). 29 сентября 1887 года Палладий был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. Обстановка в крае была напряженной, и от архиерея требовалось сочетание жесткости и неконфликтности. Владыке Палладию удалось разрешить многие спорные ситуации, добиться доброго расположения грузинского духовенства и дворянства. В отличие от многих своих предшественников он глубоко почитал древние грузинские традиции. Под его руководством был создан музей церковных древностей, при храме-усыпальнице над могилой св. равноапостольной Нины открылся женский монастырь.

18 октября 1892 года владыка Палладий был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, первенствующим членом Синода. Столичной епархией Палладий руководил семь лет. Он улучшил митрополичий хор, привел в порядок хозяйство архиерейского дома, но политической роли не играл – обер-прокурор Победоносцев влияниям не поддавался.

Митрополит Палладий скончался 5 декабря 1898 года и был похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры. В 1932 году церковь была снесена, его останки были перенесены на кладбище Лавры.

 

1. Новооткрытые изречения преподобного Антония Великого по коптскому сборнику сказаний о преподобном // ПС. – 1898. Ч. 1; Новооткрытые сказания о Преподобном Макарии Великом по коптскому сборнику // ПС. – 1898. – Ч.2.

2. Рукопись, в отличие от подавляющего большинства других сочинений студентов Казанской духовной академии, не сохранилась, но его текст был опубликован через двадцать три года: Миссионерский сборник. – Казань, 1876. – Вып. 9.

3. Единственный сын будущего казанского архипастыря Николай закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, служил в Министерстве народного просвещения, с 1915 года был последним предреволюционным обер-прокурором Синода.

4. Архиепископ Палладий ездил по епархии значительно меньше, чем владыка Антоний (Амфитеатров), но все же довольно много.

5. Этот собор был снесен в 1930-е гг.

6. Речи, произнесенные до 1881 года, были опубликованы самим владыкой Палладием в сборнике. Четыре его выступления в Казанской епархии опубликованы в «Известиях по Казанской епархии» и 12 – в «Православном собеседнике».

 

 

Павел (Лебедев Петр Васильевич) Архиепископ Казанский и Свияжский с 29 сентября 1887 года по 23 апреля 1892 года.

 

Владимир (Петров Иван Петрович) архиепископ Казанский и Свияжский с 7 мая 1892 года по 2 сентября 1897 года.

 

Орловская духовная семинария. Преподавательский состав. Фото конца XIX столетия.Иван Петров родился 28 мая 1828 года в станице Федосеевской Области Войска Донского. Его отец был казаком, но через несколько лет стал псаломщиком и таким образом перешел в духовное сословие. В 1849 году Иван закончил Воронежскую духовную семинарию, где тогда обучались дети казачьего духовенства, а в 1853 году – Киевскую духовную академию со званием магистра богословия. Профессором, а с 1851 года ректором Киевской академии был владыка Антоний (Амфитеатров). Еще во время учебы на выпускном курсе, 19 марта 1853 года, Иван Петров был пострижен в монашество, а 22 октября 1853 года – рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Орловской духовной семинарии.

30 апреля 1857 года он стал инспектором Иркутской семинарии, 13 июля 1858 года был переведен в той же должности в Томскую семинарию. Его ученые труды обратили на себя внимание[1], и 13 сентября 1861 года отец Владимир (Петров) был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и экстраординарным профессором по кафедре догматического богословия.

Но отец Владимир был прирожденным мисссионером и добился возвращения в Сибирь. 24 ноября 1865 года он был назначен начальником Алтайской миссии, которой руководил 18 лет. Все это время он жил в очень глухом месте, в селе Улала, много ездил по становищам алтайцев, прекрасно изучил алтайский язык[2]. Миссия была достаточно успешной. Под руководством отца Владимира сформировались такие выдающиеся миссионеры, как преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский). Отец самого иеромонаха Владимира, псаломщик Петр Петров, по его приглашению приехал с Дона и стал священником в Улале. Всего в Алтайской миссии при отце Владимире было крещено 6700 человек, более четырехсот он окрестил сам. В 1880 году архимандрит Владимир указом императора Александра II был возведен в сан епископа Бийского, викария Томской епархии. Даже ради хиротонии он не покинул надолго свою миссию, его рукоположили в Бийске. Томский епископ Петр и епископ Ефрем, ехавший из Тобольска на новое место службы в Курск.

Еще три года, уже в сане епископа, владыка Владимир продолжал руководить Алтайской миссией, а 6 августа 1883 года был назначен епископом Томским и Семипалатинским. В Томске как главная заслуга епископа Владимира запомнилось завершение сооружения строительства кафедрального собора (при трех его предшественниках строительство преследовали неудачи, дважды обрушивались стены). При этом сам епископ Владимир часто находился на лесах под самым куполом, и даже принимал там посетителей, и подписывал документы.

Александр III6 марта 1886 года владыка был назначен епископом Ставропольским и Екатеринодарским, он вновь оказался в многонациональной и многоконфессиональной епархии, а 25 ноября 1889 года был переведен на Нижегородскую кафедру. В первые годы управления Нижегородской епархией архиепископ Владимир организовал перестройку зданий духовной семинарии. На время пребывания архиепископа Владимира в Нижнем Новгороде пришелся знаменитый голодный год (1891/92). Обстановка в губернии была непростой. В годы контрреформ Александра III активизировались крайне консервативные круги, своего рода нигилисты наизнанку, известные своим «мужиконенавистничеством», считавшие, что в голоде виноваты сами крестьяне из-за «пьянст-ва и праздности». Но владыка Владимир противостоял этим настроениям, пожертвовал на помощь голодающим тысячу рублей собственных денег, в своих выступлениях призывал дворян и купцов открывать бесплатные столовые.

7 мая 1892 года владыка Владимир (Петров) был переведен на Казанскую кафедру, уже 27 мая он прибыл в Казань. В это время ему было 64 года, но многие в Казани воспринимали его как «дряхлого старца». По сравнению со своими предшественниками он показался малообщительным, поддерживая и с подчиненными, и с верхами светского общества только официальные деловые отношения. Но при этом управление епархией он держал в своих руках достаточно жестко. Разумеется, в Казанском крае в первую очередь был востребован его опыт миссионера. Архиепископ Владимир поддерживал систему Николая Ивановича Ильминского, скончавшегося незадолго до его назначения в Казань, поддерживал распространение богослужений на инородческих языках, охотно рукополагал в священники инородческих учителей.

Состояние здоровья часто не позволяло владыке Владимиру совершать обширные поездки по епархии, но он все же ездил, обращая особое внимание на местности с нерусским населением.

С 7 по 10 сентября 1893 года он посещал приходы, лежавшие вдоль Сибирского тракта в Казанском уезде, и южную часть Царевококшайского уезда. Во второй половине сентября посетил Цивильский и Козмодемьянский уезды, побывал в селе Ишаки, традиционном месте паломничества чуваш. 7 октября на пароходе прибыл в Спасск и три дня ездил по Спасскому уезду.

С 13 по 16 июня 1894 года владыка вновь посетил Чебоксарский и Козмодемьянский уезды, с 20 по 24 июля ездил по Тетюшскому уезду.

С 27 по 31 мая 1895 года продолжалась поездка архиерея по Казанскому уезду. 19 июня он побывал в Михаило-Архангельском черемисском монастыре, а потом пять дней ездил по Ядринскому уезду, населенному почти исключительно чувашами. В середине июля Владимир побывал в Царевококшайском уезде, с 19 по 23 августа ездил по Спасскому уезду. Большую поездку он совершил с 19 по 26 сентября, посетив множество храмов Лаишевского, Чистопольского, Мамадышского уездов.

В 1896 году он совершил только одну поездку, побывав в сентябре в южной части Царевококшайского уезда.

2 мая 1897 года владыка выехал из Казани, посетил село Новое Ишеево Цивильского уезда, по дороге еще несколько раз останавливался и беседовал с чувашами, вышедшими встречать его на тракт. Вечером и следующим утром он служил в Цивильском женском монастыре, а к вечеру приехал в Чебоксары. Там служил во Введенском соборе, а в 11 часов вечера сел на пароход, отправлявшийся в Казань.

Архиепископ Владимир считал, что потенциал Казани в подготовке миссионеров используется далеко не в полной мере. Он предложил преобразовать двухлетние миссионерские курсы, существовавшие с 1889 года при Казанской духовной академии, ежегодно выпускавшие не больше 3-5 человек, в самостоятельное учебное заведение с нахождением в Спасо-Преображенском монастыре. В 1897 году вопрос в Синоде был принципиально решен, но завершать работу по открытию курсов пришлось уже его преемнику владыке Арсению (Брянцеву).

По инициативе архиепископа Владимира при Казанском епархиальном женском училище был создан Ольгинский приют, названный в честь Великой княжны Ольги, сестры императора Александра III. В 1895-1897 гг. для него было построено специальное здание, соединенное со зданием училища. В этом приюте жили девочки-сироты, которые во время обучения в начальных школах других приютов показали хорошие знания и способности и которым открылась теперь возможность получить в епархиальном училище среднее педагогическое образование.

Последний раз владыка служил в Седмиезерной пустыни 28 июня, в день Смоленской иконы Божией Матери, вместе с епископом Самарским Гурием (Буртасовским). 3 августа у него разболелась нога. Владыка Владимир больше не вставал с постели, воспаление вскоре перешло в общее заражение крови, и 2 сентября 1897 года в 4 часа 30 минут утра архиепископ Владимир (Петров) скончался.

Еще в 1896 году по указу владыки в подвале под алтарем кафедрального Благовещенского собора, где находились захоронения многих казанских архиереев, был оборудован и освящен храм во имя Всех Святых. Осматривая храм, архиепископ Владимир указал и место для собственной могилы. Отпевание возглавил Рижский архиепископ Арсений (Брянцев). Довольно богатая библиотека архиепископа Владимира по завещанию была передана Казанской духовной академии.

 

1. В Орловской, Иркутской, Томской епархиях отец Владимир занимался изучением истории епархий, публиковал много статей в столичных журналах.

2. Плодом его научной деятельности стал русско-алтайский словарь изданный без имени автора.

 

Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич) архиепископ Казанский и Свияжский с 4 октября 1897 года по 8 февраля 1903 года.