Публикации

Слово митрополита Феофана в храме прп. Серафима Саровского в городе Набережные Челны

  Количество просмотров

30 октября 2016 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, совершающий поездку в Закамское благочиние, посетил город Набережные Челны. В храме преподобного Серафима Саровского глава Татарстанской митрополии совершил Божественную литургию. После чтения Евангельского зачала (Лк. 8:5-15) митрополит Феофан обратился к верующим со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сейчас мы слышали притчу о сеятеле. Ученики спрашивают Христа: «Ты говоришь притчами. О чём эта притча?» Христос объяснил: часто бывает, что человек Слово Божие услышит и сразу как бы принимает, ему хочется верить и следовать [услышанному]. Но состояние души его подобно каменистой почве: вначале возгорелся, а потом опять живёт как жил. Эта его вера сохраняется только до тех пор, пока у него всё хорошо — в быту, в жизни, со здоровьем, с работой, с тещей мирно живет или со свекровью. А если вдруг пошли какие-то трудности, то вера — в сторону. «Бог виноват, что всё у меня плохо. Почему у меня нет достатка? Я вроде в Тебя поверил, а что Ты мне дал? Ничего не получил я от Тебя. Нет, я не буду верить и буду жить, как все живут», — говорит такой человек. Это — особенность нашей психологии, когда начинаешь жить «как все», утопая в грехах, в пороках, в злободневных начинаниях. Мы редко задумываемся о самом главном и даже нашу обращённость к Богу меряем земными мерками. А ведь то, что касается отношений Бога и человека — это шире, глубже и вне времени.

Что такое наша жизнь земная? Что вообще из себя представляет? Очень ясно сказал псалмопевец: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10). А что значат эти 70-80 лет рядом с вечностью? Ничто, капля в море. И если смысл жизни в том, чтобы «есть, пить, веселиться, а потом умереть», — это проблема. Я часто говорю безбожникам и атеистам, которые не верят в жизнь вечную: мы умрем [телесно], но не умрем [душою]. Личность и душа не умирают, даже если ты и захотел бы уйти в небытие. Душа человека бессмертна, а значит, со временем он должен предстать пред Богом и ответить за свою земную жизнь, что он делал на земле.

И потому для верующего важно не внешнее благополучие и комфорт земной, а соответствие его поступков нормам и законам, которые установил Бог. Кто-то уже мысленно мне задает вопрос: «Что же, нам ходить разутыми и раздетыми? Не есть и не пить?» Нет, Бог никогда так не говорил. «Растите и умножайтесь, — сказал Он, — возделывайте землю, заботьтесь о ближних своих». Он заповедал питать и греть свою плоть, но всё должно быть в разумных пределах. Проблема возникает, когда мы переступаем грань необходимого для жизни и погружаемся в ненужную суету.

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице митрополит Феофан совершил Литургию в Серафимовском храме города Набережные Челны

Посмотрите на людей, имеющих огромные богатства. Вы назовёте такого человека счастливым? Я думаю, что и среди вас, в Набережных Челнах, есть люди богатые. Но кто-нибудь заглядывал в их душу? Каково их внутреннее состояние? Даёт ли внешний достаток комфорт душе? Думаю, что нередко наоборот, ведь у нас то кризисы, то доллар падает, то рубль падает, то конкуренты [наседают]. И вот такая круговерть, и боязнь потерять всё приобретенное, — а ведь нередко так и происходит.

А другой человек живет нормальной жизнью — не со сверхдоходами, но и не голодный, не холодный. И у него в душе покой — плод веры и надежды на Бога. Ибо желание соответствовать тем нормам, которые Бог установил, дарует мир душе.

Псалмопевец говорит, что «нет мира в костях моих от грехов моих» (Пс. 37:4). Люди стремятся: яхты, дискотеки, рестораны, ночные клубы, все эти атрибуты внешнего благополучия. А смотришь — от этого одни слезы и печаль. Порой и по лицу видно, что внешнее благополучие сопровождается внутренним безобразием.

Мы часто забываем о смысле и цели жизни, для чего вообще мы живём. Человечество никогда не жило без Бога, за отступление от Него целые государства стирались с лица земли. Почему развалилась Римская империя? Мы, человечество, идём по пути вседозволенности, ложных ориентиров, полнейшего разврата накануне пришествия Христа в мир. Римский император почитался как бог; у нас другой бог появился, золотой телец, которого нам всё время проповедуют. Разговор о делах — это разговор о прибыли или убытках. А ведь нередко эта прибыль приходит через чьи-то кровь и слезы, как это было в 90-е. Да и сейчас это есть.

Где же смысл жизни? Покажите мне хотя бы одного миллиардера, который откупился от черты смертной на земле. Вы мне покажите хотя бы одного больного тяжелейшей болезнью, который бы отдал миллиарды и тут же стал здоров. Не получится. Всё меряется иными мерками и на суде Божием единственный адвокат нам — наши добрые дела. Это самый верный, надежный и честный адвокат.

Обращаясь к вам сейчас, я радуюсь, что много мужчин здесь стоит. А в некоторые храмы зайдешь и не увидишь славянского лица. Где вы, славяне? Пойдите в пятницу в мечеть, посмотрите, как живущие с нами бок о бок собратья идут молиться — и, как правило, мужчины молодые. Где же ты, славянский народ? Где твоя вера, которая сделала тебя великим и прославила Русь как Святую? Если теряем веру, то теряем детей, теряем вообще всё. Что нас сегодня может цементировать как нацию, как [наследников общей] культуры, как народ? Вера была, есть и будет тем стержнем, который сохраняет народ, государство, помогает воспитывать детей. Без веры нет будущего. Не надейтесь на некие программы, на техногенные достижения — нередко всё это в прах разлетается. А там, где есть вера, там сильный народ. Где есть вера, там ноги стоят на твердой почве традиции. Там, где вера, — устремленность в будущее, а где её нет, там гибель и пропасть.

Дорогие братья и сестры, знайте: только с Богом хорошо, хорошо только там, где есть вера в Бога. Бог в долгу никогда не бывает. Вы к нему — с молитвой, а Он — добрыми делами вашу жизнь будет устроять.

Поэтому обращаюсь к вам, здесь стоящим. Пусть храм станет не местом, куда время от времени пришли мы, но домом родным. И ещё мой совет вам: объединяйтесь в добрых делах, обменивайтесь добрыми традициями в ваших семьях. Не боясь, отстаивайте веру православную, но и не обижая других. Мусульмане пусть свою веру хранят, а мы, глядя на них, будем укрепляться в нашей вере — не для противостояния, а для того, чтобы жить в едином просторном нашем доме, в России, честно и по вере наших отцов, как жили наши предки.

Ведите детей в храмы, учите их и сами задумывайтесь над смыслом своей жизни. Будьте и вы проповедниками, свидетелями. Никогда не стесняйтесь говорить, что вы — верующий человек. А то нередко слышишь от человека, что он верит и в храм ходит, а когда где-то на работе товарищи его спросят о вере, то начинает вилять. Не надо. Проявлять надо стойкость, и нас никто за это не осудит. Хихикнут раз, два, а на третий будут уважать за преданность вере отцов.

Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение, сила, крепость и достоинство. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления