Публикации

Святое время

  Количество просмотров

Рождеством Христовым у православных христиан начинаются Святки. Это праздничное время до самого Крещения Господня, когда верующие празднуют рождение Спасителя, радуются и стараются порадовать других. У многих Святки ассоциируются с возможностью насытиться скоромной пищей, народными гуляниями, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми вещами. Если ознакомиться с материалами о Святках в светских СМИ, то можно сделать вывод, что святочный период — лучшее время для гаданий. О том, как проводить Святки, рассказывают священнослужители Свято-Авраамиевского храма города Болгара иерей Алексий Ахметзянов и иерей Сергий Карпухин.


— Почему Рождество Христово празднуется каждый год?

Иерей Сергий Карпухин: — Бог вечен. Он никогда не рождался, Он существовал прежде создания мира. Но Он вочеловечился на земле, и для нас, христиан, это имеет огромное значение. Мы, например, почитаем своих родителей, и каждый год поздравляем их с днем рождения и дарим им подарки. Если мы поздравляем людей, то Бога тем более должны. Мы празднуем день Его рождения и радуемся величайшему событию — пришествию в мир Богомладенца Христа, Который воплотился для того, чтобы восстановить падшее человеческое естество и соединить человека с Богом.

Иерей Алексий Ахметзянов: — Церковь усиленно подчеркивает все, что связывает нас с вечностью. Мы не можем возвыситься над временем — это произойдет только после окончания земной жизни. Все, что связано с Богом, очень важно, и это невозможно забыть, поэтому Церковь установила празднование Рождества.

— В чем состоит истинная радость Святок? Как правильно проводить это время?

Иерей Сергий Карпухин: — Пост заканчивается праздником Рождества, и в это время разрешается употреблять скоромную пищу, что дополнительно подчеркивает значимость переживаемого события. Мы соблюдали пост, чтобы иметь возможность узреть духовными очами родившегося Христа и принести Ему свои дары. Какие? Это явно не чревоугодие. Мы принимаем Христа в свои сердца, и это ликовствование является главной целью Рождества. А пища — это уже дополнение к празднику.

Иерей Алексий Ахметзянов: — Часто случается так, что, испытав радость от пришествия в мир Христа, в святочный период люди погружаются в будничную суету и занимаются чревоугодием. А древние православные христиане в это время стремились сохранить трезвость ума, ясность мыслей и духовную чистоту.

— Как принято проводить Святки в ваших семьях?

Иерей Сергий Карпухин: — Во-первых, совершается молитвословие  — так называемые святочные песнопения и колядки, которыми мы прославляем родившегося Богомладенца. Они настраивают нас на духовное восприятие Рождества. Мы делимся этой радостью с нашими близкими. Ходим в гости и сами принимаем гостей, даря им подарки по примеру волхвов. Еще одна традиция — ночное богослужение, когда мы с первых минут наступления Рождества Христова молимся и благодарим Господа за Его милосердие. Затем принимаем участие в церковной трапезе, а дома встречаем христославов. Хочу отметить, что в эти дни храм занимается подготовкой рождественского концерта. Мы не замыкаемся в самих себе, а делимся радостью о родившемся Богомладенце с окружающим нас миром. Некоторые люди в этот период занимаются гаданием, потому что они неправильно понимают святые события. Это недопустимо. Бесовские силы в истерике, потому что Бог пришел на землю спасти человека.

Иерей Алексий Ахметзянов: — По традиции в Святки усиливается церковное служение. Вся наша семья задействована в духовно-просветительских мероприятиях, проводимых храмом. Для нас это является неотъемлемой частью святочного бытия. Также стараемся проводить время в семейном кругу для того, чтобы и с родными разделить радость пришествия в мир Бога. Мы, к сожалению, живем в такое время, когда родственные связи распадаются.

— Как вы относитесь к святочному веселью и возрождению традиции народных гуляний?

Иерей Сергий Карпухин: — Святочные гуляния не должны быть в извращенной форме бесовских лицедейств или шаманских гадательных обрядов. Они должны быть основаны на православной традиции. С помощью песен и танцев мы подчеркиваем радость, которая нас переполняет. Как мы знаем, когда вносили Ковчег Завета, то царь и пророк Давид ликовал и скакал играючи, хвалил Господа и радовался. Это не было греховным. Так же и здесь. Нас переполняет чувство радости, и оно ищет выхода наружу. Однако во всем нужно соблюдать меру.

— Святки — это еще и время дел милосердия? Какое дело милосердия, по-вашему, под силу любому христианину?

Иерей Сергий Карпухин: — Действительно, Святки считаются временем дел милосердия. Однако это не значит, что мы должны творить благие дела только в Рождество, а в остальные дни о них забыть. Православный человек должен быть внимателен к каждой минуте своей жизни, к каждому своему слову и делу, ведь по нам судят о вере и о Христе. В Святки мы стараемся приумножить добродетели и обратить свое внимание на тех, кто нуждается в нашей заботе и внимании. В первую очередь это наши родные и близкие. Но есть пожилые и малоимущие люди. Почему бы не прийти к ним, и не порадоваться вместе с ними?

— На Святках пост отменяется вплоть до Крещенского сочельника. Но продолжается супружеский пост, поэтому венчания совершают уже после Крещения. Почему так?

Иерей Сергий Карпухин: — Это церковная традиция — не совершать венчание накануне двунадесятых праздников. Церковь переживает величайшее событие, отодвигая земное на потом. В центре внимания — Господь. Так и в Святки. Это как один огромный день радости переживания тайны Боговоплощения. С благоговением переживая это, мы на время забываем о земных вопросах, дабы не затмевать главное второстепенным.

Вернуться к списку

Последние добавления