Публикации

Проповедь митрополита Феофана в канун Недели Крестопоклонной в храме прп. Серафима Саровского г. Набережные Челны

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Митрополит Феофан
Проповедь митрополита Феофана в канун Недели Крестопоклонной в храме прп. Серафима Саровского г. Набережные Челны

2 апреля 2016 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в храме преподобного Серафима Саровского города Набережные Челны. После богослужения митрополит Феофан обратился к присутствующим со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Прошли три седмицы Великого поста. По уставу Святая Церковь в эту седмицу, которая называется Крестопоклонной, износит святой Крест на середину храма для поклонения. Почему? Ведь еще четыре недели до Пасхи, впереди Страстная седмица, когда мы пойдем вместе со Христом в Гефсиманский сад, и предательство будет, и поругание над Христом, Голгофа, распятие — всё это будет. Почему же сейчас износится святой Крест?

Человеческая природа слаба. Часто бывает так, что вначале мы готовы идти на подвиги поста. И это рвение довольно велико — мы воздерживаемся от пищи, ходим в храм, совершаем поклоны, смиряем тело. Но постепенно дух ослабевает и мы становимся расслабленными. Нам уже кажется, что поститься тяжеловато, бывают и лукавые мысли: «Зачем так истязать себя? Может, дать послабление, ведь далеко еще Пасха? А то вдруг я не выдержу».

И Церковь как заботливая мать напоминает, ради чего нужен пост и Кто по-настоящему, через крест, поругание, смерть и Воскресение принес нам спасение. Когда мы вносим святой Крест на середину храма, лобызаем его, то невольно наша мысль обращена к этой силе.

Представьте, как непорочный Сын Божий, Христос Бог пришел, чтобы спасти мир. Он Богочеловек, а значит, для Него страдания были реальны, но были гораздо более мучительны. О скорбях, которые встречаются нам в жизни, мы можем сказать вместе с разбойником, который обратился к своему собрату на кресте: «Что ты делаешь, Кого хулишь? Он праведник! Он исцелял хромых, слепых, глухих, воскрешал мертвых, а мы, люди, Его распяли! Мы страдаем по делам нашим, за наши грехи, а Христос страдает за нас». И Он страдал не призрачно, как учили еретики, а реально.

Вот Он молится в Гефсиманском саду перед тем, как пойти на крестные страдания, молится до кровавого пота. О чём Он просит Отца? «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). Он с ужасом предвидел, что Ему придется испытать, и Его сердце содрогалось. Мы не знаем, как Отец ответил Ему, но после этой молитвы Христос сказал: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26:42) и взошел на крест. И будет в Гефсиманском саду предательство Иуды, будут поругание у жестоких римских воинов, венец терновый на голове, биение палками. Наш Творец страдал за нас.

А затем был крест для измученного, избитого, поруганного, оставленного учениками Христа. Даже Петр бежит и отрекается от Учителя, говорит: «Не знаю Сего Человека». Совсем недавно Он входил в Иерусалим после того как воскресил Лазаря. Народ кричал: «Осанна!», — прославляя Его как триумфатора, как царя. Бросали одежды, цветы под ноги осла, на котором Он ехал. Но не остыл еще от восклицаний воздух, как та же толпа закричала Пилату: «Распни Его!». Распни Христа, Который исцелял, изгонял бесов, воскрешал. Ему вы восклицали «осанна», прославляли Его. И вот уже дикий рёв: «Распни праведника Христа и отпусти Варавву разбойника». Умывает руки Пилат, а весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:25).

Крест, который Он нес, был тяжелым. Его делали таким, чтобы тело можно было пригвоздить и поднять. Христос падает и Ему помогают нести крест. И на Голгофе на крест кладут Христа, воины прибивают гвоздями руки и ноги Того, Кто сотворил мир. Невыносимые страдания, тело разрывается под своей тяжестью. Звучат насмешки: «Если Ты Сын Божий, сойди со креста! Ты говорил, что Тебе всё возможно, Ты воскрешал других. Где Твоя Божественная сила?». Прибили над Ним дощечку: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И останется Он распятым царем, но не иудейским, а Царем — Творцом мира, неба и земли.

Когда мы подходим ко кресту, возможно, кто-то держит в мыслях: «Боже, какие же они злодеи! Как такое возможно?» А как возможно было нам на Руси Святой православной рушить храмы, монастыри, убивать верующих, духовенство, монахов, верующих людей? Что мы творили тогда и что творим сейчас!

Я часто говорил, говорю и буду говорить: русский народ, где ты? 250 тысяч население города, а где же все в дни и праздников наших, и поста? Мы Богу предъявляем претензии — то не дал, этого не дал, засухи, землетрясения, самолеты падают… А что мы дали Богу, Который нам оставил заповеди?

Где наши люди? Где наши дети? Я вижу, как у живущих бок о бок с нами последователей ислама в пятницу в мечетях не десяток мужчин, как у нас сейчас, а сотни! Они твердо следуют вере своих отцов. А мы что же, боимся? Когда говорят: «Мечеть у них быстро строится», — я знаю, что они сами организуют и строят. А нам трудно.

Здесь сейчас находятся люди, и вы их знаете, которые не скупясь помогают храмам, ибо знают, что Бог в долгу никогда не бывает. Низкий им поклон за это.

Подходя ко кресту, что мы скажем, что принесем? То, что ждет Он от нас — покаяние, обещание исправлять нашу жизнь и жить по тем заповедям, которые Он оставил нам. Чтобы вера наша была не только время от времени, когда идем в храм, а постоянной, нашим образом жизни, как было это у предков. Потому и велика была Россия, что была с Богом и Бог был с ней! Отвергли Бога, пошли по путям сердца своего — и что получили? Страну усеченную, разврат невиданный, пьянство и аборты.

Русь Святая, русский народ, вернись к вере твоих отцов, к жизни благочестивой! Веди своих детей по тропе истории нашего Отечества! Не позволяй сектантам, как волкам в овечьих шкурах, терзать тело России, воруя души! Для этого один путь — объединиться в вере, в благочестии, твердости. Мы живем в многонациональной и поликонфессиональной республике, но главные здесь — это ислам и Православие. Нам необходимо объединяться, но не для того, чтобы противостоять кому-то, а чтобы созидать, хранить свою веру и уважать других. И тогда мир и благословение Божие снизойдет и лично на каждого, и в наши семьи, и в наши души, и на землю Татарстанскую, и на великую Россию! И тогда с радостным сердцем через Голгофу мы придем к Светлому Христову Воскресению. Аминь.

Теги:
Великий пост — 2016
Великий пост
Неделя Крестопоклонная
страдания
Крестные страдания Христа
слово митрополита Феофана

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации